Что такое кислородная косметика
Современный организм все больше страдает от недостатка кислорода, и об этом красноречиво говорит кожа, которая часто выглядит усталой, бледной, серой, истонченной.
В медицине стимулирующее и регенерирующее действие кислорода давно используется в барокамере для восстановления организма.
Исследования последних лет говорят о том, что с возрастом концентрация кислорода в коже падает. Это вызывает уменьшение насыщенности кислородом тканей, замедление всех метаболических процессов, снижение активности ферментов и т. д. Все это приводит к старению кожи.
Естественно, кислород со всеми своими достоинствами просто не мог не стать заметным в косметическом мире и приобрести не только сторонников, но и противников.
Противники кислородной косметики считают, что единственный и надежный механизм воздействия кислорода — это поступление кислорода через легкие в кровь и оттуда в клетки. Количество кислорода, который из воздуха добывает кожа, настолько ничтожно, что даже не стоит об этом и говорить. И крошечная капля кислорода, внедренная в кожу с кремом, не даст никакого эффекта. Вряд ли эта капля доберется туда, куда должна, — в глубь кожи: ей нужен проводник, которого в эпидермисе нет.
Сторонники кислородной косметики убеждены: если кожа усваивает кислород из воздуха, то почему она не усвоит его, если он содержится в креме? В присутствии кислорода активнее идет синтез коллагена, интенсивнее усваиваются биологически активные вещества, улучшается микроциркуляция. Клинические испытания кислородной косметики показали, что после ее использования функциональные показатели кожи улучшаются.
Кроме того, противники кислородной косметики считают, что она может быть опасной в связи со свободными радикалами.
Количество свободных радикалов организм старается поддерживать на постоянном уровне, и этот уровень не меняется. Если по каким-то причинам радикалы выходят из-под контроля и размножаются в геометрической прогрессии, они становятся опасными, поскольку очень быстро вступают в любые реакции — неспаренный электрон не дает им покоя. А поскольку для лишних радикалов работы в организме не предусмотрено, они успевают превратить в себе подобных все молекулы. Самые большие неприятности происходят с липидами: превратившись в свободные радикалы, они становятся особенно токсичны. Итак, процесс свободно-радикального (перекисного) окисления идет, мембраны клеток повреждаются, клетки гибнут, нарушаются функции органов и систем.
Это продолжалось бы, если бы не наши внутренние антиоксиданты: энзимы, витамины, неорганические соединения. Они следят за тем, чтобы лишние свободные радикалы нейтрализовались, едва возникнув. Однако в некоторых ситуациях им приходится особенно тяжело: дополнительный приток энергии (УФ-облучение, ионизирующее излучение и др.) и значительные энергозатраты (физические нагрузки, интенсивные занятия спортом) увеличивают риск появления свободных радикалов. И — на этом акцентируют внимание противники кислородной косметики — подобный риск не исключен при применении кислорода в любом виде — масок, ингаляций, кислородных коктейлей.
Особенно опасен кислород в концентрациях 80— 90 процентов, который в последнее время используют для орошения кожи или кратких ингаляций. Впрочем, активное нагнетание даже неконцентрированного кислорода (режим гипервентиляции легких) может закончиться головокружением, тошнотой, нарушением кровообращения. Современные кислородные приборы, работающие под очень высоким давлением, существуют на грани риска нарушений техники безопасности.
При неправильном использовании кислородных методик могут возникнуть осложнения. Но если использовать их правильно, например, применять только молекулярный кислород и подстраховываться анти-оксидантами, то кислород в косметике будет не опаснее окружающего воздуха.
Некоторые косметологи считают, что от кислородной косметики особого вреда нет, но нет и сногсшибательного эффекта, на котором настаивают ее сторонники. Кислород в глубокие слои кожи, конечно, не доберется. Однако витамины и другие активные вещества, которые, как правило, включают в рецептуры, скорее всего, усвоятся благодаря кислороду.
Главная задача кислородных методик — доставить в кожу побольше молекулярного кислорода, то есть того, которым мы дышим. В редких случаях он выступает в роли активного вещества в одиночку, чаще одновременно используются антиоксиданты.
• Препараты, содержащие молекулярный кислород. Кислород должен добраться до базального слоя, где клетки делятся, и снабдить их энергией, без которой процесс деления — и, значит, обновления кожи — идти не может. Переносят его перфторуглеродные соединения, кислородонасыщенные масла и липосомы.
• Препараты, содержащие вещества, улучшающие обмен веществ.
Группа этих веществ бесконечно велика — от арники до коэнзима, от водорослей до кофеина. В строгом смысле эту косметику назвать кислородной нельзя, потому что кислорода она не содержит. Однако производители все-таки называют ее кислородной, мотивируя это тем, что она активизирует обменные процессы, и значит — увеличивает расход кислорода тканями и клетками.
• Препараты, содержащие перекисные соединения. Перекисные соединения легко отщепляют атомарный кислород. Он активнее молекулярного, поэтому такие препараты предназначены для лечения воспалительных процессов (акне). По этой же причине их использование требует большей осторожности, чем применение препаратов с молекулярным кислородом. В составе таких препаратов обязательно должны присутствовать антиоксиданты. Они следят за поведением свободных радикалов и заодно играют роль консервантов.
- Кислородные маски, или ингаляции.
- Кислородная пунктура — введение чистого кислорода в кожу.
- Орошение кожи концентрированными смесями воздуха, обогащенного кислородом, кислорода с озоном, кислорода с углекислым газом с помощью вакуум-спрея или пульверизатора.
- Комплексные методики.
- Кислородные ингаляции и прием пищевых добавок с витаминами, минералами, микроэлементами. До ингаляции назначается прием кислородного активатора, например, витамина В. После нее — для лучшего усвоения внедренного кислорода — необходима физическая нагрузка.
Пособие для косметолога. — СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2004. — 544 с. Автор книги — Дрибноход Юлия Юрьевна